22. Міжнародні відносини розвинутих країн заходу, США та Японії між собою з 50-80-х pp. XX ст.
Країни Заходу
Велика Британія
Великобритания вышла из войны с подорванными экономическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной продукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США.
На первых послевоенных выборах избиратели отдали предпочтение лейбористам, программа которых предусматривала широкие социальные преобразования.
Проводя в жизнь свою программу, правительство K.Эттли национализировало ряд отраслей промышленности – угольную, газовую, сталелитейную, электроэнергетическую, железные дороги, средства связи, транспорт. Владельцам была выплачена крупная компенсация. Была повышена зарплата, введены пособия по безработице, улучшена система социального страхования, введено бесплатное медицинское обслуживание. Проводя активную социальную политику, лейбористская партия видела в этом шаг на пути к социалистической Великобритании. Однако реформы лейбористов не дали быстрых экономических результатов. В стране сохранялась карточная система, выросли налоги. Тяжелым оставалось финансовое положение страны. Англия пережила несколько финансовых кризисов. В условиях экономических и финансовых трудностей Англия приняла участие в «плане Маршалла». В 1949 г. Великобритания стала членом НАТО. На очередных парламентских выборах (1950 г.) лейбористы получили столь незначительное большинство, что их правительство было не в состоянии управлять страной. Поэтому на внеочередных выборах 1951 г. победу одержали кон- серваторы. Премьер-министром вновь стал Уинстон Черчилль. Сделав серьезные выводы из своего поражения в 1945 г., они не посягнули на систему социального обеспечения и медицинского обслуживания. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт.
Консерваторы правили в Англии 13 лет. Результатом их поиска выхода из экономических трудностей была денационализация ряда отраслей хозяйства, сокращение импорта, уменьшение расходов на здравоохранение, народное образование, жилищное строительство, социальное страхование. К середине 50-х годов экономическое положение страны несколько улучшилось. Однако устойчивых темпов развития экономики добиться не удалось. Спады производства происходили в 1956, 1958, 1961–1962 г. Нестабильность экономического развития, сокращение расходов на социальные нужды не могли не отразиться на жизненном уровне трудящихся. Традиционным оставался только внешнеполитический курс. Усиливались союзнические отношения с США. Англия стала членом СЕАТО и Багдадского пакта. В 1956 г. Англия вместе с Францией и Израилем участвовала в войне против Египта, противилась дальнейшей деколонизации. В Западной Европе Англия пыталась повысить свою роль. Потерпев неудачу со вступлением в ЕЭС, консерваторы создали в 1958 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). После этого улучшились отношения с Советским Союзом. В конце тринадцатилетнего правления консерваторов обозначились новые экономические проблемы и трудности. Разразился политический скандал, вызванный сомнительными связями военного министра.
На очередных парламентских выборах в октябре 1964 г. консервативная партия потерпела поражение. Лейбористское правительство возглавил Г.Вильсон. Лейбористы вновь национализировали сталелитейную промышленность, удовлетворили некоторые требования трудящихся. Были повышены пенсии на 20%, ограничивались права домовладельцев произвольно повышать квартплату. Несколько позже правительство взяло курс на сдерживание роста заработной платы и ограничение забас- товочной борьбы. В 1967 г. была проведена девальвация фунта стерлинга на 14,3%. Это отразилось на положении трудящихся. В 1968 г. были повышены налоги и одновременно сокращены расходы на социальные программы. Во внешней политике в этот период Англия ориентировалась на США, активизировала свою деятельность в НАТО, поддерживала американскую политику в Индокитае, расистские режимы в Южной Африке и Южной Родезии. Позитивные сдвиги происходили в советско-английских отношениях. С 1967 г. Англия начала добиваться вступления в «Общий рынок». В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Католическое меньшинство Ольстера начало в 1968 г. борьбу за гражданские права, вылившуюся в длительный конфликт с британскими властями. Не прекращалась и забастовочная борьба трудящихся. Активизировалось движение сторонников мира. Рабочий класс, коммунисты, сторонники мира требовали изменения внешнеполитического курса. В 70-е годы Англия вступила, имея обострившееся экономическое положение. Ее роль в мировом капиталистическом хозяйстве продолжала падать. Доля Англии в промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 10,2% в 1948 г. до 5,4% в 1975 г. По основным экономическим показателям она занимала в середине 70-х годов пятое место среди промышленно развитых государств. Серьезные кризисные спады пережила экономика Англии в 1970–1971 и 1974–1975 г. К концу 70-х годов экономическое положение страны вновь ухудшилось. Замедлились темпы промышленного развития, возросла инфляция. Быстрыми темпами росла безработица. В 1979 г. количество безработных превысило 3,3 млн. человек, что составляло 13% самодеятельного населения. Сокращались размеры пособий по безработице и другие социальные программы. Трудящиеся ответили усилением забастовочного движения.
В острой политической борьбе проходили парламентские выборы 1979 г. Программы лейбористской и консервативной партий резко отличались одна от другой. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Во внутренней политике главный упор был сделан на развитие частного предпринимательства. Были сделаны решительные шаги по сокращению государственного регули- рования экономики. Снижались налоги. Борьба с инфляцией определялась в качестве главной задачи. Урезались социальные расходы, велось наступление на заработную плату трудящихся. Активно проводилась приватизация в интересах многих англи- чан. К частным владельцам за несколько лет перешло более 2/3 предприятий государственного сектора. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60% англичан стали обладателями собственного жилья. Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов, ослабить их влияние на английских трудящихся. В 1980, 1982 и 1984 г. были приняты законы, которые значительно сузили право профсоюзов на проведение забастовок. Несмотря на это, в 80-е годы классовая борьба и демократическое движение английских трудящихся продолжались. Требования бастующих касались, в основном, повышения заработной платы, сохранения рабочих мест, права коллективов предприятий или профсоюзов участвовать в обсуждении проблем модернизации производства. Для британского рабочего движения антипрофсоюзные законы консервативного правительства по-прежнему являются труднопреодолимым препятствием.
В 80-е годы заметно активизировалось антивоенное движение. Оно было направлено против милитаристской политики консервативного правительства, против угрозы ядерной войны. В антивоенное движение включились различные слои населения, организации и учреждения. Активное участие в движении за мир принимали ученые, общественные деятели, представители государственной англиканской церкви. Одной из крупнейших антивоенных организаций стало «Движение за ядерное разоружение». В 1986 г. оно насчитывало 350 тыс. человек. Многие участники антивоенного движения применяли тактику «ненасильственных прямых действий». Создавались «лагеря мира», проводились мощные антивоенные демонстрации, массовые манифестации.
Консерваторы с мая 1979 г. по настоящее время находятся у власти. Впервые в британской истории им удалось прервать колебания традиционного двухпартийного маятника на столь продолжительный срок. За этот период Англия смогла выйти из социально-экономического кризиса, когда ее называли «больным человеком Европы». Она укрепила свои позиции в пятерке наиболее развитых стран капиталистического мира, повысила свой авторитет и роль в международных делах. За годы правления консерваторов созданы благоприятные условия для оживления частного предпринимательства. Консерваторы стремятся представить Великобританию «нацией собственников», обеспечивая себе максимальную поддержку избирателей. В течение 80-х – начала 90-х годов на долю мелкого бизнеса приходились 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны (в 1979 г. – 27%). В настоящее время каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом. Развитие малого бизнеса способствует созданию значительного числа рабочих мест.
Придя к власти, консерваторы резко изменили внешнеполитический курс страны. Еще более тесными стали связи с США. Англия поддержала американский план размещения в Западной Европе ракет средней дальности, проводила курс на перевооружение своих ядерных сил. В 1966 г. они подписали соглашение об участии в разработке программы «звездных войн». Стремясь сохранить остатки британской империи, консерваторы вели войну с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов (апрель – июнь 1982 г.). Большое место во внешней политике Англии занимали отношения с другими странами ЕЭС. В середине 80-х годов заметно укрепились советско-английские контакты. Начали расширяться экономические, политические, научно-технические и культурные связи.
В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консервативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов. Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продолжали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укрепление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев».
Франція
В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944–1946 г.), Четвертая республика (1946–1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.). Временный режим. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производства составлял 38%, а сельского хозяйства – 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное положение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть перешла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены. В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное собрание. Левые силы получили большинство мест. Наиболее влиятельными стали Французская коммунистическая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП). Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и трудовое законодательства, принятые в период Народного фронта. Проведена национализация банков и страховых компаний. Острая борьба развернулась в ходе выработки новой конституции. Учредительное собрание разработало проект, выражавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий президента. Не встретив понимания у большинства членов Учредительного собрания, он ушел в отставку. Проект конституции был утвержден на референдуме. В декабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, политических взглядов, вероисповедания. Провозглашалось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По конституции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосованием, который избирал президента. Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов, коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформировали однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил правый социалист Рамадье. Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. выпуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла концентрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке. Сложность внутриполитического и экономического развития привела к обострению политической и социальной обстановки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровождалось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была проведена всеобщая забастовка под руководством ФКП. Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторонников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «холодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индокитае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, связанный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французского общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политическую нестабильность, которая выражалась в частой смене правительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств). В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политический кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согласился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать. Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен референдум, на котором французы одобрили конституцию, разработанную де Голем. В ней содержались кардинальные изменения формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республикой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента – урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции. Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восстановить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в экономическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским
колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продолжение войны обостряло экономические проблемы, отрицательно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмотря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави- тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции. В 60-е годы продолжалась модернизация французской экономики. Существенно изменилась ее структура. Проходила реконструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быстрыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 – 1966 г.) объем промышленного производства вырос более чем на 60%. Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельскохозяйственной продукции. Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось. Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесторонние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае. В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жесткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над студентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в которой участвовали около 10 млн. человек. Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум непопулярным законопроектам. Большинство избирателей не поддержали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.
В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена государственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отношения с США. Франция больше не стала препятствовать вступлению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г. В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из- бран Валери Жискар д’Эстен. Голлисты создали свое Объединение в поддержку республики (ОПР), независимые – Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группировки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил. 70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопровождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели активную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. В общественной забастовке рабочих и служащих приняли участие 5 млн. человек. В международных отношениях Франция проводила внешнеэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Заметную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеевропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с западно-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам. Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. Во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительными. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами обострились все социально-экономические противоречия. В сложной политической борьбе на президентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. Победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав правительства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44. Совместная программа левых сил предусматривала значительные социально-экономические реформы в интересах большинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличились пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение крупного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица. С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изменениями консерваторами в 1985–1988 г. и правительством социалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредитно-денежной сферы – сначала путем административных запретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег. В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых компаний. Один из путей приватизации – выкуп предприятий его работниками. За 1989 – 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек. Десятый план экономического развития на 1989 – 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного обращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспособности экономики. Во внешней политике усилились проатлантические тенденции. Значительно активизировались ее связи с США. Франция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Первостепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследовательными были отношения с СССР.
В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые получили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупного поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На президентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней политике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями правительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления.
Німеччина
Вторая мировая война, развязанная государствами агрессивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому народу. Германия перестала существовать как независимое государство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех главнокомандующих.
Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От голода немцев спасали поставки продовольствия стран-победительниц. Германия понесла значительные людские потери. Население было деморализовано войной и разрухой. В стране находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая система, карточная система еще больше усложняли экономическое и социальное положение в Германии. Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя решения Крымской и Потсдамской конференций, проводили политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демократизацию. Создавались условия для превращения Германии в миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались запрещенные нацистами политические партии и общественные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результате объединения коммунистической (КПГ) и социал-демократической (СДПГ) партий была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии, которая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласила Западную Германию как демократическое, федеративное государство, закрепила основные гражданские и политические свободы. В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил видный политический деятель – христианский демократ Конрад Аденауэр, который был федеральным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. Было официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны стал небольшой курортный город Бонн. В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица – Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который продолжался 40 лет.
В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кредиты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудования, высокая доля накопления в национальном доходе способствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950 по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наиболее высокими темпами развивались разнообразные отрасли машиностроения, производство электроэнергии, химическая и металлургическая промышленности. Глубокие качественные изменения в экономике происходили и под влиянием развертывающейся научно-технической революции. Успехи в экономическом развитии позволили быстро наращивать экспортный потенциал. Около половины всей производимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ расплатилась с долгами, создала значительные золотовалютные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых надежных валют мира.
Большую роль в восстановлении и развитии экономики сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые послевоенные годы правительство оказало помощь в восстановлении крупных монополий, обеспечении концернов рабочей силой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного строительства, быстрый рост прямых государственных капиталовложений, связанный с восстановлением разрушенного вой ной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капиталовложений возрастала доля косвенных государственных инвестиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых отраслей промышленности через государственные кредиты и субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капиталовложения в форме прямых инвестиций в науку и образование. Значительные ассигнования на инфраструктуру способствовали ускорению темпов экономического роста, качественному развитию социальной сферы. Жизненный уровень населения быстро рос. Успехи социально-экономического развития базировались на основе либеральной рыночной политики, у истоков кото-рой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии ставший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработанная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех». Она способствовала снятию социального напряжения в стране. Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к управлению производством. Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных условиях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он распространялся только на предприятия с числом занятых свыше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти отрасли были особенно важны для первоначальной стадии восстановления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый закон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме угольной и черной металлургии) и все компании с числом занятых свыше 2 тыс. человек. К более низкому уровню участия в ФРГ относится деятельность производственных советов, которые избирались на всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет обладал консультативными полномочиями. В условиях экономического прогресса и относительного классового мира политический радикализм перестал быть заметным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влиятельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и поддерживали идею развития государства благоденствия. Это способствовало укреплению политического консенсуса, ярким проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «большой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Европейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию (бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлантизм во внешней политике давал ФРГ определенные преимущества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Восточной Европы, с которыми она находилась в непосредственной близости, делало дипломатию ФРГ негибкой. В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федеральным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913–1992) – выдающийся политический деятель, с юношеских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возникли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации – анархисты, маоисты, неотроцкисты. Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и реализовало «новую восточную политику». Были признаны послевоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были установлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН.
В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка политических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в котором изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на ближайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, благосостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяйства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за формирование современного общества, идущего в ногу с научнотехническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути своих задач – стоять на страже справедливости и следить за выполнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к Западу; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г.Коля начало осуществлять мероприятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М.Тэтчер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коалиции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.
В декабре 1987 г. правительство приняло специальную программу стимулирования экономики на 1988–1990 г. Она предусматривала значительное сокращение подоходного налога и налога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для реконструкции городов и защиты окружающей среды. На цели субсидирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитывало, что новая программа позволит стимулировать капиталовложения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок. В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена демократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Переговоры об объединении обеих частей Германии успешно завершились. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу. 1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух Германий остро поставило проблему преодоления отсталости бывшей ГДР.
Італія
Фашистский режим и вторая мировая война принесли итальянскому народу большие бедствия. Сотни тысяч людей погибли или пропали без вести, миллионы остались без крова. Экономика находилась в разрушенном состоянии. В стране не хватало продовольствия. Инфляция достигла огромных размеров. В 1945 г. у власти находилось коалиционное правительство из представителей ведущих антифашистских партий. Самой влиятельной силой были не коммунисты, а христианские демократы. На выборах в Учредительное собрание в 1946 г. эти партии закрепили свое ведущее положение. В этом же году проходил референдум, на котором итальянцы высказались за ликвидацию монархии. Предстояло создать новое демократическое государство. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло конституцию, которая вступила в силу 1 января 1948 г. В апреле этого же года состоялись парламентские выборы. Убедительную победу одержали христианские демократы (ХДП), набравшие 12,7 млн. голосов. ИСП и ИКП и другие левые партии и организации объединились в Народно-демократический фронт. За него проголосовали свыше 8 млн. избирателей. Христианские демократы сформировали правительство во главе с де Гаспери, который оставался на этом посту до 1953 г. Правительство де Гаспери ориентировалось на союз с ведущими странами Запада. Италия присоединилась к «плану Маршалла», стала членом НАТО, на ее территории были размещены американские военные базы. Правительство Италии активно проводило в жизнь идею европейской интеграции. В 1957 г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В первые послевоенные десятилетия Италия, как и другие страны Запада, переживала период быстрого экономического подъема. В 50-е годы ежегодный прирост производства составлял 10%. Присоединение к «плану Маршалла», обновление основного капитала, приток частных иностранных инвестиций, высокий спрос на внутреннем рынке, государственная помощь частным монополиям, внедрение в производство научно-технических новшеств – все это способствовало ускоренному экономическому развитию. В 1959 г. в Италии начался настоящий экономический бум. В 1964 г. прирост промышленной продукции составил 15,2%. Но это продолжалось недолго. Уже в 1964–1965 г. произошел экономический спад. Несмотря на быстрое экономическое развитие, в 50–60-е годы сохранился на прежнем уровне, иногда повышался уровень рабочего движения. Итальянские трудящиеся были очень изобретательны в применении форм борьбы за свои жизненные интересы: «забастовки наоборот», всеобщие стачки в масштабах города, провинции, области, а то и всей страны и т.п. По размаху забастовочного движения Италия намного опережала другие страны. Все это приносило осязаемые результаты. Трудящиеся постоянно добивались улучшения своего положения. По уровню зарплаты, размерам пенсий и пособий по безработице Италия занимает одно из ведущих мест в мире. В 60-е годы огромным влиянием в жизни итальянского общества пользовалась итальянская компартия. В 1968 г. за нее проголосовали 26,9% избирателей, а число ее членов составляло 1,8 млн. человек. Итальянская компартия была самой массовой и влиятельной коммунистической партией в западном мире. Во второй половине 60-х годов заметно усилилось студенческое движение. Студенты проводили забастовки, устраивали манифестации, занимали университеты, требовали совершенствования системы высшего образования. В массовом движении принимали участие различные слои населения. Активно включились в борьбу интеллигенция и городская мелкая буржуазия. Совместные акции всех крупныx профобъединений Италии придали забастовочной борьбе невиданный размах. В 1968-1969 г. почти 20 млн. человек участвовали в забастовках, требуя реформы пенсионного обеспечения, демократической жилищной политики. Почти все требования забастовщиков были удовлетворены. Парламент также принял закон о разрешении развода, который позднее был утвержден всенародным референдумом.
Италия в 70-е годы. Как и другие капиталистические страны, Италия вступила в 70-е годы в условиях резко изменившейся экономической конъюнктуры. В 1974 г. ее также поразил глубокий экономический кризис. Почти полностью прекратился рост производства, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Цены резко пошли вверх. Все это легло тяжелым бременем на плечи трудящихся. Различные политические силы предлагали свои программы выхода из кризиса. Быстро росло влияние ИКП. На парламентских выборах 1976 г. она добилась самого крупного в своей истории успеха. 34,4% избирателей отдали свои голоса коммунистам. ИКП получила 227 мест из 630 в палате депутатов, только незначительно уступив христианским демократам. Однако под давлением союзников по НАТО лидеры ХДП отказались допустить коммунистов в правительство. Сложность и нестабильность политического положения таили в себе большие опасности. Создались благоприятные возможности для роста терроризма, как справа, так и слева. И неофашисты, и левацкие организации организовали массовый террор. С 1969 по 1981 г. от рук террористов в Италии погибли 186 человек. В 1978 г. жертвой террористов из «красных бригад» стал лидер христианских демократов Альдо Мopo. Он был похищен в день, когда было подписано соглашение между ИКП и ХДП о поддержке коммунистами кабинета А.Моро, при условии, что правительство будет проводить согласованную обеими партиями программу. Полиция оказалась бессильной в поисках А.Моро, а в мае его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в центре Рима. ИКП вышла из парламентского большинства, и впоследствии ее влияние в политической жизни итальянского общества уменьшалось.
Современная Италия. С конца 70-х годов падает престиж христианских демократов. Некоторые правительства формировались на более широкой коалиционной основе. Во главе их находились социалисты или представители других политиче-ских партий. В 80-е годы у власти стояли уже пятипартийные правительства. Однако они не были устойчивыми, и частая их смена стала своеобразной традицией Италии. К 1993 г. насчитывалось 52 послевоенных правительства. Глубокий кризис государственных институтов Италии связан также с деятельностью мафиозных структур. Слившись с коррумпированными элементами в государственных структурах, мафия в Италии стала внушительной силой. Она терроризирует население, использует шантаж, грабеж, убийства, вымогает деньги, обеспечивает неприкосновенность богачам, которые регулярно платят выкуп. Тех же, кто не идет с ней на сделку, мафия постоянно преследует или убивает. В 1992 г. в Италии разразился новый общественно-политический скандал, связанный со взятками. Под следствием оказались крупные предприниматели, лидеры ХДП и ИСП, депутаты и сенаторы, несколько министров. Политическая нестабильность, коррупция в высших эшелонах власти, по уровню которой Италия не знает себе равных в Западной Европе, связаны с особенностями итальянского политического механизма. Выборы там происходили по пропорциональной системе. В 1993 г. на референдуме население Италии высказалось за ее ликвидацию. После преодоления кризисов 70-х-начала 80-х годов в экономическом развитии Италии наблюдался подъем. Качественно изменилась ее промышленная база. Наибольшие успехи достигнуты в традиционных отраслях и в производстве потребительских товаров. Серьезной проблемой для Италии остается проблема преодоления отсталости юга.
• Японо-американські відносини
В перші повоєнні роки Вашингтон в основному домігся того, щоб Японія не становила воєнної загрози для США. Американські правлячі кола почали розглядати Японію як свій головний військово-стратегічний плацдарм на Далекому Сході, взяли курс на відновлення й подальше нарощування її військового потенціалу, на зміцнення союзу з її правлячими колами. В цих умовах Вашингтон розпочав підготовку до укладання сепаратного мирного договору з Японією, усунувши Радянський Союз та інші країни від участі в підготовчій роботі. 8 вересня 1951 р. цей договір було підписано в Сан-Франциско. Радянський Союз відмовився підписати його. Слідом за підписанням сепаратного мирного договору 8 вересня 1951 р. в Сан-Франциско був підписаний японо-американський Договір безпеки, який дав змогу США після набрання чинності Сан-Франциським договором утримувати в Японії й поблизу неї будь-які військові контингенти, оснащені будь-якою зброєю. Цей договір дозволяв Вашингтону використовувати збройні сили на власний розсуд для ведення воєнних операцій під приводом підтримання «міжнародного миру і безпеки на Далекому Сході й забезпечення безпеки Японії від збройного нападу ззовні. Таким чином, «договір безпеки» й адміністративна угода стали юридичною основою для продовження перебування американських військ і баз на території Японії, певною мірою обмежили її суверенітет та оформили створення японо-американського військового союзу. За умовами «договору безпеки» США легко могли втягнути Японію в руйнівну війну всупереч її бажанню та навіть без її відома. Фактично цей договір прив'язував Японію до системи військових блоків, створених під егідою США.
Прямим наслідком японо-американського союзу стало прямування Японії у фарватері зовнішньої політики США. Відповідно до умов Сан-Франциського мирного договору вона змушена була підписати 9 травня 1952 р. разом з Канадою і США Конвенцію про риболовство в північно-східній частині Тихого океану, яка завдала серйозної шкоди інтересам риболовства Японії. 2 квітня 1953 р. Японія уклала зі США Договір про дружбу, торгівлю і мореплавство, що забезпечував американським монополіям можливість подальшого економічного проникнення в країну. Нарешті, 8 березня 1954 р. Японія і США підписали нову Угоду про допомогу в забезпеченні взаємної оборони, що мала на меті втягнути Японію в гонку озброєнь. Ця угода сприяла посиленню залежності японських збройних сил від поставок американської зброї. Отже, вступивши у військово-політичний союз зі США, японські правлячі кола тоді добровільно відмовилися від певної частини суверенітету на користь США, сподіваючись відновити з американською допомогою свою втрачену могутність.
На кінець 50-х років внутрішня ситуація в Японії суттєво змінилася. Передусім це виявилося у відновленні могутності японських монополій і в значній активізації сил демократії. В країні розгорнувся рух за ліквідацію американських військових баз на території Японії, за анулювання кабального «договору безпеки», за повне відновлення незалежності Японії та її перехід на позиції миру, свободи й нейтралітету. Під тиском громадськості в грудні 1954 р. змушений був піти у відставку відверто проамериканський уряд С. Іосіда. На зміну йому прийшов уряд Хатояма, котрий успішно нормалізував японо-радянські дипломатичні відносини.
Посилення руху за ліквідацію американських військових баз на японській території, проти «договору безпеки», за політику миру й нейтралітету створило серйозну загрозу самому існуванню японо-американського миру й нейтралітету, створило серйозну загрозу самому, існуванню японо-американського військового союзу. Його прибічники як у Японії, так і в США вбачали єдиний вихід зі становища, що склалося, в перегляді «договору безпеки». 4 жовтня 1958 року в Токіо розпочались переговори, уряд Н. Кісі, ігноруючи волю і протести японської громадськості, підписав 19 січня 1960 р. Договір про взаємне співробітництво і гарантії безпеки між Японією і Сполученими Штатами Америки. Новий японо-американський «договір безпеки», який відрізнявся від договору 1951 р. меншою асиметрією взаємних зобов'язань щодо співробітництва в галузі оборони, був укладений на 10 років і містив формулювання про те, що збройний напад на одну із сторін «становитиме загрозу миру і безпеці другої».
Японія залишалась головним союзником США в азіатсько-тихоокеанському регіоні і в 70-ті роки, що було зумовлене спільністю стратегічних інтересів партнерів. Називаючи Японію «повноправним» союзником, офіційний Вашингтон намагався зобразити справу так, нібито між США і Японією немає нерозв'язних суперечностей. Одну з причин, що затьмарювала японо-американські відносини, становила проблема повернення Японії Окінави. 17 червня 1971 р. була підписана угода про передачу під управління Японії архіпелагу Ркжю, до складу якого входить Окінава. Вашингтон розглядав цю угоду як винагороду за ту роль, що її Токіо мав відігравати в здійсненні «доктрини Ніксона» в Азії. Угода передбачала збереження американських військових баз на Окінаві, але відповідальність за безпосередню оборону архіпелагу покладалася на японські сили самооборони. Японія зобов'язувалася взяти на себе цю функцію з 1 липня 1973 р. і направити на Окінаву війська.
На середину 70-х років військово-політичні вплив США в азіатсько-тихоокеанському регіоні серйозно послабився, про що свідчили падіння проамерикански* режимів в Індокитаї й розпад СЕАТО. На міжнародній арені в цілому загострювалися міжімперіалістичні суперечності в умовах енергетичної кризи, посилювалася борохьба країн, що розвиваються, за встановлення нового Міжнародного економічного порядку, розгортався націо¬нально-визвольний рух на африканському континенті. Все це викликало помітний поворот управо в політичному мисленні правлячих кіл США. Прихильники «жорсткого курсу» щодо країн протилежної соціально-економічної системи отримали аргументи на користь посилення кон¬фронтації з цими країнами. В умовах подальшого послаб¬лення міжнародних позицій США Вашингтон почав роз¬глядати як невідкладне й першочергове завдання американської політики в Азії зміцнення відносин зі своїми партнерами, передусім з Японією.
Зміна пріоритетів в азіатсько-тихоокеанській стратегії США чітко визначилася вже з середини 1975 p., коли об'єктом найбільшої дипломатичної активності Вашингтона стала Японія. З цього часу по суті почався новий етап у розвитку японо-американських відносин, що позначився більш високим рівнем військового співробітництва і рішучістю дотримуватися погодженої політико-дипломатичної лінії у відносинах із третіми державами.
Японо-радянські відносини
Дипломатичні відносини Японії й СРСР залишалися перерваними з серпня 1945 до жовтня 1956 р. Противники нормалізації відносин із СРСР наголошували на територіальному питанні: Південний Сахалін та «Курильські острови — Хабомаї, Шикотан, Ітуруп та Кунашир — були передані СРСР після капітуляції Японії, їх підтримували США, які намагались ізолювати Японію від соціалістичних країн і попереджали, що лінія Японії на розширення економічних зв'язків з СРСР «може стати перешкодою для здійснення програми допомоги Японії, що розроблялась урядом США».
Враховуючи зміну міжнародної обстановки на Далекому Сході у зв'язку з припиненням війни в Кореї та Індокитаї, СРСР здійснив активні кроки для встановлення контактів з Японією. Він постійно підкреслював бажання жити з нею в мирі й дружбі, необхідність припинення стану війни, встановлення нормальних дипломатичних відносин. З червня 1955 р. в Лондоні розпочались японо-радянські переговори. Радянська делегація запропонувала проект мирного Договору, виявивши готовність задовольнити деякі японські побажання, в тому числі територіальні. Враховуючи, що острови Малого Курильського пасма Хамобаї й Шикотан розташовані поблизу японського острова Хоккайдо, СРСР погоджувався передати їх Японії. В березні 1956 р. з ініціативи Японії переговори були перервані. Під тиском японських рибо-промисловців японський уряд запропонував розпочати двосторонні японо-радянські переговори про укладання угоди з питань риболовства. Вони завершились підписанням Конвенції про риболовство й Угоди про надання допомоги людям, що потерпають у морі. У жовтні 1956 р. в Москву прибула японська урядова делегація на чолі з І. Хатояма. Переговори на найвищому рівні (13—19 жовтня) завер¬шились успішно, і 19 жовтня 1956 р. була підписана спільна радянсько-японська декларація. Вона заклала підвалини для успішного розвитку японо-радянських відносин, які розвивалися на основі принципів мирного співіснування.
Утворення ЄС – начальна необхідність для західно – європейських держав.
В Західній Європі отримала розвиток на початку 50 рр. тенденція створення держав націоналістичних об'єднань, які знайшли прояв в інтеграції, яка була на той час новим соціально – економічним і політичним явищем в розвитку тогочасного капіталу економіки.
Бретен-Вудська конференція.
Долар – єдина валюта.
Першими проявами такої інтеграції стало створення Європейського Об'єднання Вугілля та Сталі (1951 р.) – перша велика організація інтернаціонального типу. Вона об'єднала камерно-вугільну, залізно-рудну, металургійну промисловості Франції, ФРН, Італії, країн Бенілюксу.
В 1955 р. учасники ЄОВС на конференції в Мессіні прийняли рішення поширити співробітництво на нові галузі економіки, в тому числі й на атомну енергетику.
Намічено створення вільного від податків та кількісних обмежень загальний спільний ринок. Тому іноді ці країни називалися – країни спільного ринку.
Крім виробничих факторів на цю інтеграцію постійно накладався відбиток змагання двох соціальних систем. І це змагання примушувало правління кола капіталістичних країн об’єднуватися для збереження свого панування.
О1кремої сили в світі розглядали ЄОВС як підведення промислової бази під створений НАТО, в контексті планів мілітаризації Європи. Такий підхід реакційних Європейських сил отримав повну підтримку США та Англії.
США з самого початку вбачали в західно – європейській інтеграції засіб продовження антикомуністичної стратегії. Директор ЦРУ Далес на одній з сесій НАТО заявив: «Європейська інтеграція й НАТО доповнюють, а не виключають одне одного».
І хоча на початку 50 рр. процес інтеграції «атлантисти», але продовжили цей процес і надали йому нову форму так звані «європеїсти» найбільш видатним з яких був президент Франції – генерал Де Голль.
Боротьба цих двох напрямів і груп політичних діячів була пов’язана не тільки з тим, «бути чи не бути наднаціональним інститутам», яким би Європейські держави делегували частину свого власного суверенітету. Мова йшла про те, чи буде західна Європейська інтеграція придатком до НАТО, чи зможе існувати сама, без нього
Звідси беруть напрямок терміни «Об’єднана Європа»
В березні 1957 р. в римі було підписано договір про створення ЄЕС, який інколи називали «спільний ринок»
1957 р. – Європейська співдружність атомної енергії. Строк дії договорів не обмежувався, а учасниками спільного ринку стали країни, які започаткували ЄОВС.
В Західній Європі утворилися співдружності, які були тісно пов’язані між собою.
В ІІ половині 60 рр. керівні органи цих співдружностей були злиті.
ЄОВС + Спільний ринок + Євратом
Римський договір 1957 р. передбачав:
- поступову відміну протягом 12 років митних обмежень між державами – учасниками та встановлення спільної торгівельної політики по відношенню до третіх країн;
- усунення перепон для вільного пересування осіб, послуг, капіталів;
- становлення спільної політики в області с/г, транспорту, створення валютного союзу;
- зближення законодавств держав членів ЄС в тій мірі, в якій це необхідно для ЄС.
- формування спільного ринку повинно було завершитися через 13 років (1970 р.).
Він також передбачав прогресуюче зближення політик цих держав по самому широкому колу питань, в тому числі в соціальній сфері та ЗЕЗ.
Організатори ЄС розраховували, що поступове розширення сфери державного монополістичного реформування призведе до більш стійкої економічної, а потім і політичної спільності інтересів країн – учасниць.
Курс, в цілому на інтеграцію було вибрано правильний, перспективний. Єдине, в чому сперечались атлантисти та європеїсти – чи створювати спільні національні органи, чи створювати орган який врахував би кожну країну.
Європейська асамблея, Рада, Комісія, Суд.
Рада ЄС – рада міністрів держав – вищій орган по координації економічної спільноти. До нього включалися: 1 представник у раді міністрів від кожної країни учасниці. Рада збиралась 1 раз на місяць по різним питанням.
Рада ЄС виробляє рішення незалежні від Комісії, але в більшості випадків за пропозицією Комісії.
Комісія ЄС – головний виконавчий орган ( 9 чоловік, призначаються урядами країн спільноти на 4 роки).
В комісії не повинно бути більше 2 членів, громадян однієї держави. Ці члени діють спільно, вони юридично незалежні від дій тих урядів, які їх призначили.
Комісія покликана втілювати в життя європейські інтереси, проводити її зовнішні зносини. При комісії існує великий адміністративний апарат. Прибічники наднаціонального об'єднання розглядали комісію як прообраз майбутнього федерального уряду, а європеїсти – як свого роду секретаріат при раді міністрів.
Асамблея ЄС – Європарламент (з 1962 р.) – утворена з представників парламентів краї членів ЄС.
Головні функції Асамблеї були дорадчими. Їх резолюції повинні розглядатися як рекомендації.
Складовою частиною Римського договору була політика по відношенню до колоніальних країн (Азії та Африки).
З метою збереження свого панування метрополії включають свої колонії до складу ЄС на правах асоційованого членства.
Найбільше вигоди від такої політики асоційованого членства хотіла мати Франція, яка мала колонії в Африці та Азії. Вона хотіла забезпечити собі максимум колоніальних привілеїв.
Партнери Франції по ЄС розраховували в подальшому витіснити Францію з частини її колоній, розраховуючи на свій економічний потенціал.
Велике значення в 50-60 рр. надавалося досягненню угоди про євроатом. Франція хотіла отримати максимальні дивіденди від цього об'єднання. Другою найбільш зацікавленою країною у євроатом була ФРН. Вона хотіла отримати ядерну зброю. Євроатом – засіб для найшвидшого досягнення цієї мети.
Не зважаючи на це ядерні дослідження продовжувалися і за межами цієї організації.
Найбільше протиріччя між Францією та ФРН вже з самого початку існування європейської спільноти.
Позиція Франції (25% промислової продукції ЄС; 20% експорту продукції ЕЄ) багато в чому диктувалися бажанням зміцнити свої економічні позиції, використовуючи ресурси колоніальних володінь.
На долю Франції – кінець 50 рр. – 45% виробництва промислової продукції ЄС; 44% експорту. ФРН розглядали інтеграцію як зрівняння з іншими країнами ЄС.
Франція і розглядала ЄС як конфедерацію європейських держав. Цю ідею відстоював уряд Де Голля.
Країни Бенілюксу, боячись бути роздавленими ФРН та Францією виступали за федерацію.
Італія – позиція як і країни Бенілюксу. Однак цього було замало.
Від об’єднання країн у спільний ринок найбільш виграла ФРН. Її доля більше 48%; доля Франції в промисловому виробництві країн ЄС зменшилась.
Франція програла політичні співробітництва вперше була викладена в вересні 1960 р. генералом Де Голлем. Вона стала предметом обговорення 6 глав урядів країн.
«План Фуше» - листопад 1961 р. – представлений в комісію – був направлений на створення міждержавної конфедеративної держави. Він передбачав координацію ЗП країн шістки, який не завжди співпадає з ЗП стратегією НАТО. Це було «Французьким варіантом поліпшення об'єднання Європи».
Ні ФРН, ні країни Бенілюксу на це не погодились, його було відхилено в 1962 р.
Політична інтеграція цих країн і вирішення, якою вона повинна бути ні до чого не приводили. Франція стояла на заваді.
Січень 1966 р. – досягнутий компроміс із Францією. Вона повернула своїх представників до Комісії Європи, погодилась: обов’язкове рішення – якщо за виступатимуть всі.